Джамбатти́ста Мари́но — итальянский поэт

Джамбаттиста МариноДжамбаттиста Марино (Giambattista Marino) появился на свет в Неаполе четырнадцатого октября 1569 г. в семье юриста. Когда пришло время выбирать профессию, он не пожелал продолжить династию и посвятить свою жизнь праву. Его нелюбовь к юриспруденции была настолько велика, что он часто продавал книги по правоведению, которые ему давал отец, а на полученные от продажи деньги покупал поэтические сборники. За такое своеволие его выгнали из дома, поэтому будущему поэту пришлось поступить на службу к именитым неаполитанцам.

Страсть к творчеству

Поэтическое призвание Марино почувствовал еще в юном возрасте, однако первый его сборник был издан лишь в 1602 г. Несмотря на большой талант Джамбаттиста, на восхождении его к славе возникали серьезные препятствия, в частности – тюремные заключения.

Первый его арест был связан со смертью его возлюбленной, которая умерла по причине аборта. Второе заключение было еще более суровым – Марино, пытаясь спасти своего друга, решился на подделку документа архиепископа. В итоге начинающий поэт уехал из Неаполя и основался в Риме, где ему стал покровительствовать кардинал Пьетро Альдобрандини. В составе свиты этого высокопоставленного лица поэт посетил Равенну и Турин

С 1602 по 1603 гг. он пребывал в Венеции. Добившись признания герцога савойского, Марино в 1609 г. удостоился ордена св. Маврикия и Лазаря и получил титул кавалера.

В 1609 г. жизни Джамбаттиста угрожал его конкурент в творческой нише – Гаспаре Муртола. Их спор получил отражение в поэтическом цикле из восьмидесяти одного сатирического сонета, написанного Марино – «Муртолеида». Нужно заметить, среди поэтов у него были и друзья – так, например, его связывали многолетние дружеские отношения с Клавдио Акиллини, занимающимся поэзией и даже, по версии некоторых исследователей, подражавшему Марино.

До 1615 г. он находился на службе при савойском дворе, но был обвинен в клевете на герцога и снова оказался под арестом. В этом же году поэт, будучи приглашенным во Францию Марией Медичи, посещал салон Рамбуйе, в котором вращались известные писатели и художники того времени. А король Людовик XIII предписал ему жалованье в сумме двух тысяч экю – благодаря этой сумме поэт купил виллу в Позилиппо и занялся коллекционированием произведений живописного искусства. В 1623 г. поэт возвратился в родной Неаполь.

Творческое наследие

Самыми известными сборниками Марино считаются «Лира», в котором собраны сочинения 1608-1614 гг., а также «Цевница» — произведения 1620 г. К образцам придворной поэзии критики относят сборник «Эпиталамы». А изданный в 1619 г. поэтическое собрание «Галерея» отражает увлечение поэта маньеризмом и коллекционированием живописи – здесь можно обнаружить описания как реальных произведений искусства, так и выдуманных полотен и скульптур. Одним из любимых произведений самого поэта была поэма, написанная в барочном стиле – «Избиение младенцев». Она была создана примерно в 1605 г. и опубликована посмертно.

Известны также его сатирические произведения, написанные терцинами и две героические неоконченные поэмы – «Разрушенный Иерусалим» и «Освобожденный Антверпен». Отдавая предпочтение жанрам канцоны и мадригала, он все же прибегал к формам сонета и эпиграммы. Характерная для его произведений метафоричность, а также особое сочетание метро-ритмических фигур, были использованы в своем творчестве маринистами – итальянскими поэтами XVII века.

Говоря о прозаических произведениях Джамбаттисты, критики сначала вспоминают цикл «Священные проповеди», насыщенный изысканной барочной риторикой, эпистолярий, в который вошли бурлескные послания, зарисовки о нравах парижских салонов и письмо из темницы.

Литературный памятник от Марино: «Адонис»

Отдельное место в творчестве Марино занимает поэма «Адонис», написанная в двадцати песнях. Оконченная примерно в 1620 г., она была опубликована в 1632 г. в Париже при поддержке Людовика XVIII. Творческий замысел этого произведения состоял в некоем состязании с поэмами Тассо и Ариосто, написанными октавой. Поэма включает в себя как мифологические эпизоды, связанные Венерой и Адонисом, а также исторические реалии – здесь отражены передовые научные идеи, открытия географов, политические события и традиции литературы – как эпическая, так и пасторальная.

Исследователи этого литературного памятника говорят о том, что поэма выстроена не только по законам барочной архитектоники, но и ренессансной, о чем свидетельствует наличие принципа золотого сечения. Параллельно со всем этим, произведение явно транслирует идеи натурфилософии позднего ренессанса, Лучилио Ванини и Дж. Делла Порта – приверженца «натуральной магии».

Поэт, рожденный в Неаполе, скончался в своем родном городе двадцать пятого марта 1625 г.

 

Добавить комментарий

>